Русское зодчество ХI – ХVII вв.
Русское зодчество ведет свое начало от далекого прошлого. Так, вблизи села Триполье Киевской области было обнаружено поселение с несколькими десятками домов площадью до 140 м2, построенных в IV тысячелетии до н. э. в продуманном порядке.
Зодчество Древней Руси, развиваясь в особых исторических, природных и духовно-идеологических условиях, значительно отличалось от современной ему архитектуры стран Запада и Ближнего Востока. В условиях окружения селений могучими лесными массивами в раннесредневековый период жилища и церкви строились на Руси преимущественно из дерева. Русские зодчие создали особые исключительно рациональные конструктивно-тектонические системы жилых домов, отличающиеся красотой пропорций и декоративным убранством. Дома, или избы, они строили чаще всего с выпусками концов бревен наружу, что обеспечивало срубам большую прочность и долговечность. Из-за обилия снега и дождей особое внимание уделялось конструированию крыш над жилищами. Крутые высокие крыши с большим выносом надежно защищают стены от осадков и придают постройкам с их простыми, четкими формами красивый облик.
Формы первых деревянных церквей на Руси были общими с жилыми домами. Клетские деревянные церкви получили название от рубленых домов-клетей. Над крышами размещались небольшие главки в виде луковиц. Деревянные соборы строили с восьмигранными шатровыми крышами и главками. Основой шатрового собора служил четырехстенный сруб, на который на определенной высоте укладывались бревна в виде более устойчивого восьмигранника. Высота некоторых шаговых церквей превышала 40 м.
Дерево вплоть до конца XVII в. оставалось на Руси основным строительным материалом. Вместе с тем начиная с конца X в., со времени принятия Древней Русью христианства, укрепившего связь ее с Византией, в культовом зодчестве начали строить каменные здания. Приезжавшие из Византии зодчие ввели приемы кирпичной кладки из широкого плоского кирпича-плинфы на цемяночном растворе. С их участием было построено несколько храмов в Киеве.
Наряду с применением византийской техники кладки и системы внутренних опор-столбов для завершения этих храмов по типу деревянных русских использовались многочисленные купола, нарастающие к центру.
К древним памятникам русской архитектуры относят сохранившиеся каменные культовые здания, сооруженные в XI—XVI вв. в Киевской Руси, во Владимиро-Суздальском княжестве, в Новгороде и Пскове. Значительную художественную ценность представляют также культовые и оборонные сооружения Москвы, Ярославля, Ростова Великого, Углича, Нижнего Новгорода и других городов, построенные в XIV—XVII вв.
Древнейшим памятником каменного русского зодчества является собор Софии в Киеве с его 13 куполами и богатым внутренним убранством (мозаичные панно). Стены здания сложены из шганфы на известковом растворе. Оштукатурили их при восстановлении собора. Внешний вид киевского собора, построенного к 1037 г. при великом князе Ярославе Мудром с помощью византийских мастеров, теперь сильно изменен (рис. 1).
Собор Св. Софии в Киеве.
Собор Св. Софии в Киеве. План.
В начале XII в. стены киевского собора были укреплены контрфорсами с восточной стороны, а в XVII в. вместо параболических (шлемовидных) куполов были поставлены купола в стиле барокко. Этот собор считают вторым каменным сооружением Киевской Руси после Десятинной церкви, построенной ранее. Важно и то, что 13-главое завершение собора Софии было сделано по образцу ранних новгородских деревянных церквей.
Выдающимся архитектурным памятником является собор св. Софии в Новгороде, построенный в 1045—1052 гг. (рис. 2).
Собор Св. Софии в Новгороде.
Собор представляет собой пятизальное крестовокупольное здание, залы которого разделены продольными рядами колонн. Собор вначале завершался пятиглавием; большой цельностью и монументальностью отличается его внешний объем. Стены собора выложены из крупного камня с применением кирпича для арок сводов, обрамлений порталов и оконных проемов. Стены и своды были покрыты фресковой росписью.
В XII в. с установлением в Новгороде вечевого управления в нем строились каменные приходские храмы, небольшие по размеру, как правило, кубовидной формы. Стеновым материалом являлся тесаный местный камень-плитняк, укладывавшийся на известковом растворе. К новгородским одноглавым храмам относится церковь Спаса Нередицы (1198), разрушенная в период немецко-фашистской оккупации и ныне восстановленная (рис. 3).
Церковь Спаса Нередицы.
Кубический объем церкви увенчан одним крупным куполом, опирающимся на цилиндрический барабан. Внутреннее членение, в котором центральный зал больше боковых, отвечает трехчастному делению фасадов. Как и большинство древнерусских сооружений, этот храм отличается простотой и четкостью членений, красотой пропорций. Церковь Спаса является одним из выдающихся памятников новгородского зодчества.
Архитектура Пскова в этот период была близка строгому и живописному новгородскому зодчеству. Здесь в XII — XVII вв. помимо храмов были построены стены и башни Крома и каменные большие дома купцов. Стены выкладывались из плитняка, перекрытия делались арочными и сводчатыми из камня.
К самым ранним каменным сооружениям, сохранившимся в Пскове, относится Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1156). В основу объемной композиции здания был положен крестообразный план. Собор завершен широким барабаном с шлемовидным куполом. Он выстроен из камня-плитняка с применением кирпича для кладки арочных покрытий.
Среди памятников каменного зодчества Киевской Руси середины XII в. тектонической спаянностью частей, красотой пропорций и тонкостью проработки деталей выделяется церковь в Чернигове (рис.4).
Пятницкая церковь в Чернигове.
Выдающимся памятником псковского культового зодчества является одноглавая церковь Василия на горке, сооруженная в XIII в. и получившая современный вид при перестройке в XVI в.
К памятникам мировой архитектуры, характеризующим особенности владимиро-суздальского зодчества, относится хорошо сохранившаяся церковь Покрова при впадении р. Нерли в Клязьму (1165) (рис. 5).
Церковь Покрова при впадении р. Нерли в Клязьму.
Церковь эта имеет одну главу и три апсиды; в плане она несколько вытянута, причем длина почти равна ее высоте. Стены выложены из камней правильной геометрической формы — квадров.
Композиция высокого и стройного здания отличается удивительной легкостью и гармонией — соразмерностью всех частей, Поля стен, оконные и дверные проемы представляются вырезанными из единого каменного массива, плоскость над окнами украшена каменными рельефами. Порталы и капители колонн украшены тонкой резьбой по камню. Небольшое пространство церкви благодаря принятым соотношениям плана и конструктивно-тектоническим особенностям кажется свободным, высоким и торжественным.
Весьма важно отметить художественную связь этого сооружения с природным окружением. В целом церковь Покрова, созданная владимирскими и киевскими зодчими по заказу Андрея Боголюбского, по четкому тектоническому строю, совершенству пропорций и выразительности занимает почетное место в мировой архитектуре.
Выдающимся памятником русского каменного зодчества XII в, является Успенский собор во Владимире, построенный в 1156— 1160 гг. и значительно расширенный через 25 лет при великом князе Всеволоде Большое Гнездо.
В результате расширения залов (пристройки притвора в западной части) и увеличения высоты собора одноглавое завершение было заменено на пятиглавое (рис. 6).
Успенский собор во Владимире.
В вертикальной композиции этого белокаменного собора, в его золоченых весьма крупных, как на новгородской Софии, шлемовидных куполах на мощных высоких барабанах, в строгом декоре (аркатурно-колончатый пояс поверху) образно выражены мощь и величие русского государства во главе с владимирским княжеством.
Примером необычайно выразительного крепостного каменного зодчества Пскова может служить угловая башня крома (кремля), отличающаяся монолитной спаянностью форм и изяществом пропорций.
Служивший до татаро-монгольского нашествия главным храмом Древней Руси, собор во Владимире явился прототипом для московского Успенского собора и других соборов этого же названия (рис. 8.).
Московский Успенский собор.
Однако тема величавой государственной мощи во Владимирском соборе благодаря его монументальным формам завершения и общему тектоническому строю выражена гораздо ярче, чем в московском и других соборах этого же наименования. Москва, официально основанная в 1147 г. Юрием Долгоруким, в XIII—XVI вв. подвергалась неоднократным нашествиям и разрушениям монголо-татарских орд. В этих условиях строительство велось только в северо-западных областях Руси, менее пострадавших от междоусобиц и иноземного нашествия. Так, архитектура Новгорода и Пскова в XIV—XVII вв. продолжала развиваться; -В ней отражены особенности, связанные с военными и социально-бытовыми условиями этих городов.
С XIV в. в Москве начал постепенно сосредоточиваться опыт русского деревянного и каменного зодчества. Значительную роль в строительстве того времени играл известковый белый камень, который при извлечении его из каменоломен легко поддается обработке. Из такого камня делали колонны, наличники окон, орнаментную резьбу, барельефы. Белый камень в XVI—XVII вв. широко использовался в архитектуре крупных зданий в сочетании с красным кирпичом, что придавало своеобразие постройкам.
Особое внимание в Москве уделялось строительству каменных стен Кремля, храмов и новых великокняжеских хором. В помощь псковским и новгородским мастерам-градодельцам великий князь Иван III пригласил ряд выдающихся зарубежных зодчих, начиная с итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Из наиболее значительных сооружений, построенных им в Кремле, было здание Успенского собора (1475—1479).
Взамен обветшавших стен и башен, построенных в конце XIV в. при Дмитрии Донском из белого камня, через столетие были созданы мощные кирпичные защитные укрепления московского Кремля. Руководителями этих грандиозных работ, начатых летом 1485 г,, были Антон, Марк и Алевиз Фрязины и Пьетро Соляри — крупные специалисты по оборонительному строительству того времени.
В XVI—XVII вв. в России строились в основном пятиглавые и частично одноглавые церкви с куполами луковичной формы. К основным объемам иногда пристраивали трапезные, а за ними сооружали колокольни.
Архитектурно-декоративное убранство этих церквей отличалось детализацией в отделке, а также яркой наружной окраской. В этот период были созданы новые шатровые и столбовые формы каменных храмов.
Редкостным образцом каменных шатровых храмов является церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой, построенная к 1532 г. В плане эта церковь (рис. 10) имеет форму квадрата.
Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой.
Объем ее во втором ярусе восьмигранный (восьмерик), служит основанием пирамидального шатра. Переход от квадрата в плане к восьмиугольнику выполнен с помощью кокошников килевидной формы. Шатер церкви Вознесения был впервые в русском зодчестве сложен из кирпича по типу шатровых деревянных церквей.
Это высотное сооружение, стоящее над крутым обрывом Москвы-реки, производит необычайно сильное художественное впечатление вследствие стройной одкостолпной композиции, торжественно устремленной ввысь, и отражает стремление князя Василия III объединить все русские княжества под властью Москвы.
Дальнейшее развитие тип шатрового храма получил в композиции собора Василия Блаженного на Красной площади Москвы. Здесь воедино скомпонованы девять высотных столпов, объединенных к тому же галереями с крыльцами (рис. 11).
Собор Василия Блаженного на Красной площади Москвы.
Собор построен по заказу Ивана Грозного под руководством выдающихся русских зодчих Посника и Бармы в 1555—1561 гг. в память о разгроме Казанской орды. Большой интерес представляет объемная композиция колокольни Ивана Великого в Московском кремле. Ранее здесь на самом высоком месте кремлевского холма стояла церковь Ивана Лествичника (1505). Достроенная при Борисе Годунове, колокольня в 1600 г. стала самым высоким сооружением в России (высота около 82 м). Ее высота, монолитность объема и крупная золоченая глава образно выражают мощь и величие Русского государства.
Из-за интервенции в начале XVII в. при Лжедмитрии развитие русских городов приостановилось, и только с середины столетия начался новый этап строительства. Из кирпича в тот период сооружались в основном монастырские ансамбли и новые живописные храмы в Ярославле, Ростове Великом, Суздале и др.
Особенностями зодчества второй половины XVII в. было приспособление ранее созданных элементов каменных и деревянных зданий к новым условиям в связи со значительными переменами в социально-экономической и культурной жизни Русского государства, развитием ремесел, торговли, с появлением первых заводов.
В 50—70-х годах XVII в. в Москве, Ярославле было построено много красивых кирпичных зданий в нарядном стиле, близком к барокко. Среди них церковь в селе Останкино (1668), московские церкви в Никитниках (ныне пл. Ногина) (1653), Николы на Берсеневке (1656) и, др. Это постройки, как и ярославские и суздальские, свидетельствуют о большом художественном мастерстве московских зодчих того времени.
В этот период было построено много жилых домов и дворцов. Из деревянных дворцов XVII в. большой интерес вызывает царский дворец в селе Коломенском, построенный в 1667—1668 гг. зодчими С. Петровым и И. Михайловым и частично перестроенный в 1681 г. под руководством С. Дементьева. Дворец представлял собой великолепный деревянный ансамбль, состоявший из дворцовых и служебных зданий. С большим мастерством выполнено живописное завершение дворца в виде кубов, бочек, четырех- и шестигранных шатров, гармонирующих друг с другом и со всем убранством.
Во второй половине XVII в. в культовом и гражданском строительстве наблюдается особое стремление к нарядности и декоративности. Широко используется декор из белого камня, который в сочетании с красным кирпичом и изразцовыми цветными наличниками и крыльцами придает зданиям праздничную нарядность.
Развивая мотивы прикладного декоративного искусства, отражавшие живописность природы, московские зодчие создали композиции церквей с красивым декоративным убранством. Примером зодчества так называемого нарышкинского барокко служит церковь Покрова в Филях близ Москвы (1693—1694) (рис. 12).
Церковь Покрова в Филях близ Москвы.
Впечатление торжественной праздничности достигнуто здесь благодаря тонкому сочетанию белого, красного и золотого цветов.
В 1625 г. были надстроены каменный шатер над Спасской башней Московского Кремля, а позже — над другими башнями.
Замечательным памятником деревянной культовой архитектуры, построенным в начале XVIII в. в традициях северного русского зодчества, является 22-главая церковь Преображения на погосте в Кижах (рис. 13).
22-главая церковь Преображения на погосте в Кижах.
Купола ее, покрытые лемехом (осиновой дощечкой), расположены в несколько ярусов по примеру глав собора Василия Блаженного. В этом сооружении полно выступает синтез конструктивных и художественно-пластических элементов северорусского зодчества. Благодаря пирамидальному размещению глав и их ритмичному убыванию по высоте завершение церкви получило неповторимый прекрасный силуэт. Зодчие учли при этом и равнинный рельеф местности: вертикаль завершения торжественно возвышается над плоской равниной. В конструкциях срубов и крылец использован опыт строительства деревянных церквей Заонежья.
На протяжении многих веков в России складывались приемы художественной обработки наружных элементов деревянных зданий: фронтонов, наличников, крылец, коньков, причелин и др. Так, тонкая ажурная резьба на фронтонах и карнизах представляет собой переосмысление в дереве кружевных узоров, которыми украшались праздничная одежда и предметы домашнего обихода русских крестьян. Эти приемы убранства деревянного, жилища, особенно в Горьковской и Владимирской областях, а также 1- и 2-этажных домов, построенных в городах Центральной России, на Урале и в Сибири в конце XIX—начале XX в., большую ценность имеют потому, что в комплексе они ярко отражают жизнеутверждающее мировоззрение русского народа, его большую любовь к красоте в природе и архитектуре.