Качество, проверенное временем.
Качественная рабочая проектная документация с полным набором чертежей и расчетом стройматериалов для строительства.
Главная

Помощь с выбором проекта дома тел: +7 925 585-89-91. WhatsApp: +7 (926) 377-46-81.

Все проекты домов
Авторизация покупателя
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Профиль покупателя
Ваша корзина пуста
Видео стройка

Проекты домов и коттеджей для Сургута
Посмотреть видео: строительство, отделка, инженерные коммуникации
Фото строительства домов
Строительство домов из пеноблоков. Перекрытия.
Посмотреть все фотоальбомы
строительства домов
Предметы интерьера дома
Солнечные часы из камня. Солнечные часы Гемициклиум.
Посмотреть все фотоальбомы
предметы интерьера

Каталог готовых проектов домов и коттеджей Библиотека статей о строительстве Картотека строительных сайтов
Каталог готовых проектов
домов и коттеджей
Библиотека статей
о строительстве
Картотека
строительных сайтов
Форумы
Список тем
Обновления
Поиск
Пользователи 
Правила
Помощь
Войти

Страницы: 1
  Просмотров: 37404Тема: «Русское зодчество ХI-ХVII вв., Памятники русской архитектуры» в форуме: История и основы архитектуры
#1
Русское зодчество ХI – ХVII вв.

Русское зодчество ведет свое начало от далекого прошлого. Так, вблизи села Триполье Киевской области было обнаружено поселение с несколькими десятками домов площадью до 140 м2, построенных в IV тысячелетии до н. э. в продуманном порядке.
Зодчество Древней Руси, развиваясь в особых исторических, природных и духовно-идеологических условиях, значительно отличалось от современной ему архитектуры стран Запада и Ближнего Востока. В условиях окружения селений могучими лесными массивами в раннесредневековый период жилища и церкви строились на Руси преимущественно из дерева. Русские зодчие создали особые исключительно рациональные конструктивно-тектонические системы жилых домов, отличающиеся красотой пропорций и декоративным убранством. Дома, или избы, они строили чаще всего с выпусками концов бревен наружу, что обеспечивало срубам большую прочность и долговечность. Из-за обилия снега и дождей особое внимание уделялось конструированию крыш над жилищами. Крутые высокие крыши с большим выносом надежно защищают стены от осадков и придают постройкам с их простыми, четкими формами красивый облик.
Формы первых деревянных церквей на Руси были общими с жилыми домами. Клетские деревянные церкви получили название от рубленых домов-клетей. Над крышами размещались небольшие главки в виде луковиц. Деревянные соборы строили с восьмигранными шатровыми крышами и главками. Основой шатрового собора служил четырехстенный сруб, на который на определенной высоте укладывались бревна в виде более устойчивого восьмигранника. Высота некоторых шаговых церквей превышала 40 м.
Дерево вплоть до конца XVII в. оставалось на Руси основным строительным материалом. Вместе с тем начиная с конца X в., со времени принятия Древней Русью христианства, укрепившего связь ее с Византией, в культовом зодчестве начали строить каменные здания. Приезжавшие из Византии зодчие ввели приемы кирпичной кладки из широкого плоского кирпича-плинфы на цемяночном растворе. С их участием было построено несколько храмов в Киеве.
Наряду с применением византийской техники кладки и системы внутренних опор-столбов для завершения этих храмов по типу деревянных русских использовались многочисленные купола, нарастающие к центру.
К древним памятникам русской архитектуры относят сохранившиеся каменные культовые здания, сооруженные в XI—XVI вв. в Киевской Руси, во Владимиро-Суздальском княжестве, в Новгороде и Пскове. Значительную художественную ценность представляют также культовые и оборонные сооружения Москвы, Ярославля, Ростова Великого, Углича, Нижнего Новгорода и других городов, построенные в XIV—XVII вв.
Древнейшим памятником каменного русского зодчества является собор Софии в Киеве с его 13 куполами и богатым внутренним убранством (мозаичные панно). Стены здания сложены из шганфы на известковом растворе. Оштукатурили их при восстановлении собора. Внешний вид киевского собора, построенного к 1037 г. при великом князе Ярославе Мудром с помощью византийских мастеров, теперь сильно изменен (рис. 1).


Собор Св. Софии в Киеве.


Собор Св. Софии в Киеве. План.

В начале XII в. стены киевского собора были укреплены контрфорсами с восточной стороны, а в XVII в. вместо параболических (шлемовидных) куполов были поставлены купола в стиле барокко. Этот собор считают вторым каменным сооружением Киевской Руси после Десятинной церкви, построенной ранее. Важно и то, что 13-главое завершение собора Софии было сделано по образцу ранних новгородских деревянных церквей.
Выдающимся архитектурным памятником является собор св. Софии в Новгороде, построенный в 1045—1052 гг. (рис. 2).


Собор Св. Софии в Новгороде.

Собор представляет собой пятизальное крестовокупольное здание, залы которого разделены продольными рядами колонн. Собор вначале завершался пятиглавием; большой цельностью и монументальностью отличается его внешний объем. Стены собора выложены из крупного камня с применением кирпича для арок сводов, обрамлений порталов и оконных проемов. Стены и своды были покрыты фресковой росписью.
В XII в. с установлением в Новгороде вечевого управления в нем строились каменные приходские храмы, небольшие по размеру, как правило, кубовидной формы. Стеновым материалом являлся тесаный местный камень-плитняк, укладывавшийся на известковом растворе. К новгородским одноглавым храмам относится церковь Спаса Нередицы (1198), разрушенная в период немецко-фашистской оккупации и ныне восстановленная (рис. 3).


Церковь Спаса Нередицы.

Кубический объем церкви увенчан одним крупным куполом, опирающимся на цилиндрический барабан. Внутреннее членение, в котором центральный зал больше боковых, отвечает трехчастному делению фасадов. Как и большинство древнерусских сооружений, этот храм отличается простотой и четкостью членений, красотой пропорций. Церковь Спаса является одним из выдающихся памятников новгородского зодчества.
Архитектура Пскова в этот период была близка строгому и живописному новгородскому зодчеству. Здесь в XII — XVII вв. помимо храмов были построены стены и башни Крома и каменные большие дома купцов. Стены выкладывались из плитняка, перекрытия делались арочными и сводчатыми из камня.
К самым ранним каменным сооружениям, сохранившимся в Пскове, относится Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1156). В основу объемной композиции здания был положен крестообразный план. Собор завершен широким барабаном с шлемовидным куполом. Он выстроен из камня-плитняка с применением кирпича для кладки арочных покрытий.
Среди памятников каменного зодчества Киевской Руси середины XII в. тектонической спаянностью частей, красотой пропорций и тонкостью проработки деталей выделяется церковь в Чернигове (рис.4).


Пятницкая церковь в Чернигове.

Выдающимся памятником псковского культового зодчества является одноглавая церковь Василия на горке, сооруженная в XIII в. и получившая современный вид при перестройке в XVI в.
К памятникам мировой архитектуры, характеризующим особенности владимиро-суздальского зодчества, относится хорошо сохранившаяся церковь Покрова при впадении р. Нерли в Клязьму (1165) (рис. 5).


Церковь Покрова при впадении р. Нерли в Клязьму.

Церковь эта имеет одну главу и три апсиды; в плане она несколько вытянута, причем длина почти равна ее высоте. Стены выложены из камней правильной геометрической формы — квадров.
Композиция высокого и стройного здания отличается удивительной легкостью и гармонией — соразмерностью всех частей, Поля стен, оконные и дверные проемы представляются вырезанными из единого каменного массива, плоскость над окнами украшена каменными рельефами. Порталы и капители колонн украшены тонкой резьбой по камню. Небольшое пространство церкви благодаря принятым соотношениям плана и конструктивно-тектоническим особенностям кажется свободным, высоким и торжественным.
Весьма важно отметить художественную связь этого сооружения с природным окружением. В целом церковь Покрова, созданная владимирскими и киевскими зодчими по заказу Андрея Боголюбского, по четкому тектоническому строю, совершенству пропорций и выразительности занимает почетное место в мировой архитектуре.
Выдающимся памятником русского каменного зодчества XII в, является Успенский собор во Владимире, построенный в 1156— 1160 гг. и значительно расширенный через 25 лет при великом князе Всеволоде Большое Гнездо.
В результате расширения залов (пристройки притвора в западной части) и увеличения высоты собора одноглавое завершение было заменено на пятиглавое (рис. 6).


Успенский собор во Владимире.

В вертикальной композиции этого белокаменного собора, в его золоченых весьма крупных, как на новгородской Софии, шлемовидных куполах на мощных высоких барабанах, в строгом декоре (аркатурно-колончатый пояс поверху) образно выражены мощь и величие русского государства во главе с владимирским княжеством.
Примером необычайно выразительного крепостного каменного зодчества Пскова может служить угловая башня крома (кремля), отличающаяся монолитной спаянностью форм и изяществом пропорций.
Служивший до татаро-монгольского нашествия главным храмом Древней Руси, собор во Владимире явился прототипом для московского Успенского собора и других соборов этого же названия (рис. 8.).


Московский Успенский собор.

Однако тема величавой государственной мощи во Владимирском соборе благодаря его монументальным формам завершения и общему тектоническому строю выражена гораздо ярче, чем в московском и других соборах этого же наименования. Москва, официально основанная в 1147 г. Юрием Долгоруким, в XIII—XVI вв. подвергалась неоднократным нашествиям и разрушениям монголо-татарских орд. В этих условиях строительство велось только в северо-западных областях Руси, менее пострадавших от междоусобиц и иноземного нашествия. Так, архитектура Новгорода и Пскова в XIV—XVII вв. продолжала развиваться; -В ней отражены особенности, связанные с военными и социально-бытовыми условиями этих городов.
С XIV в. в Москве начал постепенно сосредоточиваться опыт русского деревянного и каменного зодчества. Значительную роль в строительстве того времени играл известковый белый камень, который при извлечении его из каменоломен легко поддается обработке. Из такого камня делали колонны, наличники окон, орнаментную резьбу, барельефы. Белый камень в XVI—XVII вв. широко использовался в архитектуре крупных зданий в сочетании с красным кирпичом, что придавало своеобразие постройкам.
Особое внимание в Москве уделялось строительству каменных стен Кремля, храмов и новых великокняжеских хором. В помощь псковским и новгородским мастерам-градодельцам великий князь Иван III пригласил ряд выдающихся зарубежных зодчих, начиная с итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Из наиболее значительных сооружений, построенных им в Кремле, было здание Успенского собора (1475—1479).
Взамен обветшавших стен и башен, построенных в конце XIV в. при Дмитрии Донском из белого камня, через столетие были созданы мощные кирпичные защитные укрепления московского Кремля. Руководителями этих грандиозных работ, начатых летом 1485 г,, были Антон, Марк и Алевиз Фрязины и Пьетро Соляри — крупные специалисты по оборонительному строительству того времени.
В XVI—XVII вв. в России строились в основном пятиглавые и частично одноглавые церкви с куполами луковичной формы. К основным объемам иногда пристраивали трапезные, а за ними сооружали колокольни.
Архитектурно-декоративное убранство этих церквей отличалось детализацией в отделке, а также яркой наружной окраской. В этот период были созданы новые шатровые и столбовые формы каменных храмов.
Редкостным образцом каменных шатровых храмов является церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой, построенная к 1532 г. В плане эта церковь (рис. 10) имеет форму квадрата.


Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой.

Объем ее во втором ярусе восьмигранный (восьмерик), служит основанием пирамидального шатра. Переход от квадрата в плане к восьмиугольнику выполнен с помощью кокошников килевидной формы. Шатер церкви Вознесения был впервые в русском зодчестве сложен из кирпича по типу шатровых деревянных церквей.
Это высотное сооружение, стоящее над крутым обрывом Москвы-реки, производит необычайно сильное художественное впечатление вследствие стройной одкостолпной композиции, торжественно устремленной ввысь, и отражает стремление князя Василия III объединить все русские княжества под властью Москвы.
Дальнейшее развитие тип шатрового храма получил в композиции собора Василия Блаженного на Красной площади Москвы. Здесь воедино скомпонованы девять высотных столпов, объединенных к тому же галереями с крыльцами (рис. 11).


Собор Василия Блаженного на Красной площади Москвы.

Собор построен по заказу Ивана Грозного под руководством выдающихся русских зодчих Посника и Бармы в 1555—1561 гг. в память о разгроме Казанской орды. Большой интерес представляет объемная композиция колокольни Ивана Великого в Московском кремле. Ранее здесь на самом высоком месте кремлевского холма стояла церковь Ивана Лествичника (1505). Достроенная при Борисе Годунове, колокольня в 1600 г. стала самым высоким сооружением в России (высота около 82 м). Ее высота, монолитность объема и крупная золоченая глава образно выражают мощь и величие Русского государства.
Из-за интервенции в начале XVII в. при Лжедмитрии развитие русских городов приостановилось, и только с середины столетия начался новый этап строительства. Из кирпича в тот период сооружались в основном монастырские ансамбли и новые живописные храмы в Ярославле, Ростове Великом, Суздале и др.
Особенностями зодчества второй половины XVII в. было приспособление ранее созданных элементов каменных и деревянных зданий к новым условиям в связи со значительными переменами в социально-экономической и культурной жизни Русского государства, развитием ремесел, торговли, с появлением первых заводов.
В 50—70-х годах XVII в. в Москве, Ярославле было построено много красивых кирпичных зданий в нарядном стиле, близком к барокко. Среди них церковь в селе Останкино (1668), московские церкви в Никитниках (ныне пл. Ногина) (1653), Николы на Берсеневке (1656) и, др. Это постройки, как и ярославские и суздальские, свидетельствуют о большом художественном мастерстве московских зодчих того времени.
В этот период было построено много жилых домов и дворцов. Из деревянных дворцов XVII в. большой интерес вызывает царский дворец в селе Коломенском, построенный в 1667—1668 гг. зодчими С. Петровым и И. Михайловым и частично перестроенный в 1681 г. под руководством С. Дементьева. Дворец представлял собой великолепный деревянный ансамбль, состоявший из дворцовых и служебных зданий. С большим мастерством выполнено живописное завершение дворца в виде кубов, бочек, четырех- и шестигранных шатров, гармонирующих друг с другом и со всем убранством.
Во второй половине XVII в. в культовом и гражданском строительстве наблюдается особое стремление к нарядности и декоративности. Широко используется декор из белого камня, который в сочетании с красным кирпичом и изразцовыми цветными наличниками и крыльцами придает зданиям праздничную нарядность.
Развивая мотивы прикладного декоративного искусства, отражавшие живописность природы, московские зодчие создали композиции церквей с красивым декоративным убранством. Примером зодчества так называемого нарышкинского барокко служит церковь Покрова в Филях близ Москвы (1693—1694) (рис. 12).


Церковь Покрова в Филях близ Москвы.

Впечатление торжественной праздничности достигнуто здесь благодаря тонкому сочетанию белого, красного и золотого цветов.
В 1625 г. были надстроены каменный шатер над Спасской башней Московского Кремля, а позже — над другими башнями.
Замечательным памятником деревянной культовой архитектуры, построенным в начале XVIII в. в традициях северного русского зодчества, является 22-главая церковь Преображения на погосте в Кижах (рис. 13).


22-главая церковь Преображения на погосте в Кижах.

Купола ее, покрытые лемехом (осиновой дощечкой), расположены в несколько ярусов по примеру глав собора Василия Блаженного. В этом сооружении полно выступает синтез конструктивных и художественно-пластических элементов северорусского зодчества. Благодаря пирамидальному размещению глав и их ритмичному убыванию по высоте завершение церкви получило неповторимый прекрасный силуэт. Зодчие учли при этом и равнинный рельеф местности: вертикаль завершения торжественно возвышается над плоской равниной. В конструкциях срубов и крылец использован опыт строительства деревянных церквей Заонежья.
На протяжении многих веков в России складывались приемы художественной обработки наружных элементов деревянных зданий: фронтонов, наличников, крылец, коньков, причелин и др. Так, тонкая ажурная резьба на фронтонах и карнизах представляет собой переосмысление в дереве кружевных узоров, которыми украшались праздничная одежда и предметы домашнего обихода русских крестьян. Эти приемы убранства деревянного, жилища, особенно в Горьковской и Владимирской областях, а также 1- и 2-этажных домов, построенных в городах Центральной России, на Урале и в Сибири в конце XIX—начале XX в., большую ценность имеют потому, что в комплексе они ярко отражают жизнеутверждающее мировоззрение русского народа, его большую любовь к красоте в природе и архитектуре.
Профиль
Страницы: 1

 


Новые проекты домов

Стиль фахверк: История и современность.

Наш сайт представляет новую статью об архитектурном стиле фахверк. Знакомьтесь с историей и особенностями этого уникального стиля, с его глубоко укоренившимся прошлым и современными возможностями при проектировании домов в этой элегантной и привлекательной эстетике.

Зачем нужна экспертиза проектной документации: важность и основные преимущества

Узнайте, почему экспертиза проектной документации является неотъемлемой частью любого строительного процесса и какие преимущества она приносит. На нашем сайте вы найдете подробную информацию о важности проведения экспертизы проектной документации для обеспечения безопасности и качества строительных работ.

Все новости >>
 

Новые статьи
о строительстве

Проектирование и строительство домов из оцилиндрованного бревна

Весомые преимущества строительства домов из оцилиндрованного бревна удивят даже самого требовательного эстета. Узнайте больше о процессе проектирования и строительства этих уникальных жилищ, которые сочетают в себе изысканность и прочность - все, что вам необходимо для комфортной и гармоничной жизни в окружении природы.

Натяжные потолки

Хотите преобразить свое жилье в истинное произведение искусства? Хотите создать уют в вашем доме и вдохновляющую атмосферу? Тогда не пропустите нашу новую статью, посвященную натяжным потолкам!

Все новости >>
 

Опрос о строительстве
  1. Дом какой площади Вы хотите построить?
Принять участие в других опросах >>
Форум о строительстве

Объявления

Мы оказываем помощь и даем грамотные и профессиональные консультации по подбору готовых проекты домов, коттеджей, бань, гаражей, бассейнов, беседок и других малоэтажных построек. В нашем каталоге также широко представлены проекты коммерческого назначения (мотели, магазины, автомойки). Мы оказываем свои услуги по всей России и странам СНГ. Проектная документация разработана в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, принятыми в Российской Федерации и обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных рабочими чертежами мероприятий. Мы оказываем содействие не только в подборе готовых проектов домов самых лучших архитекторов России, но также можем помочь вам с индивидуальным проектированием по вашим эскизам. Кроме этих проектных работ, мы можем предложить и рекомендовать вам услуги надежных строительных компаний работающих в Московской области и других регионах России.

| Каталог проектов домов | Пример проекта | Как купить проект | Строительство | Все о стройке | Форум | Контакты | Мобильная версия | Конфиденциальность |

https://www.parthenon-house.ru - готовые проекты домов, малоэтажное строительство России.
Разработка, дизайн и продвижение сайта - компания "ПАРФЕНОН" (2007-2024)
Мы вконтакте