Архитектура барокко в Италии
Церковь Джезу в Риме.
Как было отмечено, еще в период высокого Ренессанса в итальянской архитектуре начались увлечение декором, отход от конструктивной логики, стремление придать дворцам богатых заказчиков особую представительность. В подобных сооружениях нуждались высшее духовенство и знать. Для служителей церкви и вельмож были построены во второй половине XVI в. дворцы, отличавшиеся чрезмерным декоративным убранством и неожиданными зрительными эффектами.
Капелла Св. Игнатия. Церковь Джезу в Риме.
Наиболее видными мастерами итальянского барокко являются архитекторы Бернини и Барромини, строившие в конце XVI в. и в первой половине XVII. Однако, как было указано выше, существенные элементы этого декоративного стиля появились в итальянском зодчестве с середины XVI в. Много сделал для ложной монументализации церквей и палаццо с применением ордеров Палладио, а в декорирование фасадов ввел новые элементы зодчий Виньола, достраивавший собор св. Петра после кончины Микеланджело.
Неф.Церковь Джезу в Риме.
Типичной для стиля итальянского барокко является церковь Джезу, построенная Виньолой в Риме в конце XVI в. Фасад этого сооружения перегружен декоративными деталями, не связанными с конструкцией здания и его функцией.
Плафон.Церковь Джезу в Риме.
В XVII в. стиль барокко распространился в других странах Западной Европы для «обогащения» фасадов зданий совсем иного назначения, чем в Италии. Но вследствие дороговизны и вычурности этот стиль уступил место рациональному классическому стилю.