Архитектура и градостроительство Романского стиля.
Общие сведения.
Церковь св.Якоба в Регенсбурге.
Феодальный общественный строй в Европе сложился к началу IX в. После распада Римской империи (375) до IX в. в европейских странах не было сколько-либо значительных архитектурных памятников.
До IX—X вв. каменные замки феодалов, обнесенные стенами, служили опорными пунктами для защиты их семей и приближенных; часть их, расположенная в местах скрещения дорог, послужила основой городов. Крупные населенные пункты Западной Европы X—XII вв. условно можно разделить на три типа: развившиеся на месте античных городов и лагерей; средневековые города, возникшие на основе деревенских поселков; города-колонии. Существование в средневековом обществе двойной власти — крупных феодалов и церкви— было причиной появления двух доминант в населенных пунктах: вначале над городом доминировал замок, а затем дворец и епископский собор. В XIV—XVI вв. городской доминантой становится кафедральный собор, возводимый на средства всего населения, в XVII в.— здание ратуши. Центром раннего феодального города была торговая площадь, появившаяся приблизительно в XV в. На месте скромных построек на площадях постепенно появлялись крупные здания с башнями. На окраинах городов возникали больницы и монастыри. В ряде городов строились крупные жилые дома. Так, в Германии имеются примеры возведения 5—6-этажных деревянных жилых домов с двускатными весьма высокими черепичными крышами. Центральная площадь в среднем занимала 1—2 га, улицы были очень узкими — ширина их не превышала 5—7 м. Примитивные водопроводы и канализация появились в городах Европы XVI в. Город окружался крепостными стенами с расположением в них башен и ворот. Площади размещали обычно на более высоких местах. Рельеф местности в средневековых городах никогда не выравнивался. Первоначально населенные пункты городского типа занимали площадь в 5—10 га. В городах, возникших при слиянии нескольких населенных пунктов, проживало не более 10 тыс. жителей; площадь селений достигала 50 га. Города, развивавшиеся на месте античных городов, имели более благоприятные условия для экономического роста. Примером может служить средневековый Париж, где в XIV в. насчитывалось до 100 тыс. жителей, в то время как в Лондоне — 35 тыс., а в Риме только 30 тыс. В Венеции в период высшего ее расцвета в XV в. проживало более 200 тыс. человек, причем значительную часть населения составляли торговцы и ремесленники. Этим и объясняется развитие строительства и архитектуры в Венеции в указанный период.
Архитектура средневековья
Замки, культовые здания и крепостные сооружения в Европе в период раннего средневековья возводились из камня с частичным использованием кирпича; бетон не применялся — о способах его получения строители эпохи средневековья не знали.
В начальный период существования феодальных государств в VI—IX вв.— строились в основном замки и церкви; последние размещались за крепостными стенами замков и монастырей. В архитектуре этих зданий в Италии и отчасти на юге Франции частично использовались приемы византийского зодчества и развивались типы римских базилик.
Базилика Рождества Девы Марии.
В таком состоянии европейская архитектура находилась почти пять веков — до X в. В дальнейшем на развитие ее оказали влияние сложившиеся в Западной Европе с конца IX в. новые феодальные отношения — централизация земель в королевствах, а также связи европейцев с народами Востока (в период крестовых походов, а также паломничества в XII в.). В средневековой архитектуре Европы различают два стиля: романский (VII—XII вв.) и готический (конец XII—XIV вв.). Эти стили развивались примерно в одинаковых общественных условиях и поэтому имеют известную общность строительных приемов. Помимо строительных конструкций и материалов общими были и типы зданий. Так, романские и готические церкви имели в плане форму латинского креста и внутренние пространства, разделенные каменными столбами на три — пять нефов (залов), из которых центральный был шире и выше боковых. Около алтаря главный зал пересекается поперечным залом — трансептом. Восточная часть храма, где расположен алтарь, имеет в плане одну, три и реже пять полуокружностей — апсид.
Собор святого Петра в Вормсе.
Материалом для строительства церквей служил камень местных пород в виде блоков, связанных между собой известковым раствором. Этими конструктивными приемами и оканчивается общность стилей, во всем остальном они резко различаются между собой.
Романской архитектуре присуща несовершенная моделировка грузных каменных элементов зданий. В соборах, конструкции и формы которых родственны формам крепостных сооружений, все части отличались значительной массивностью. Толстые глухие стены храмов обычно усиливались снаружи контрфорсами, а внутри мощными столбами, несущими своды. Небольшие, редко расставленные окна завершались полуциркульными арками. В X—XII вв. в Европе было сооружено много замков феодалов. Основой замка являлся так называемый донжон — большая квадратная или круглая башня в 2—3 этажа, являвшаяся укрепленным жилищем феодала. В состав замка входили жилые комнаты, парадный рыцарский зал, хозяйственные помещения, кладовые с запасами продовольствия, пекарня. Часть замков во Франции и особенно в Германии сохранилась до настоящего времени. Примером романских сооружений может служить замок с двойным поясом укреплений»в городе Каркассон на юге Франции.
Крепость Каркассон.
В Италии в ту пору рядом с церквами строились колокольни в виде высоких башен, квадратных в плане. Такие башни называют кампаниллами.
Пизанская башня.
Основным строительным материалом в сооружениях романского стиля служили грубо отесанные камни, соединенные при помощи раствора. Перекрывающей конструкцией являлся свод из клинчатых камней.
На главных — западных — фасадах соборов сооружались обычно по две-три высокие башни квадратной или круглой формы, которые иногда размещались также над восточным фасадом. Над центральной частью романских соборов иногда возводились башни (в древнерусской архитектуре купол на барабане).
Для увеличения сопротивления силам распора сводов стены усиливались контрфорсами. Контрфорсы в романской архитектуре в отличие от римских и византийских, помещавшихся внутри здания, размещались с внешней стороны его, что объясняется конструктивно-техническим соображением и стремлением расширить пространство здания.
Толстые несущие колонны в отличие от античных тонких вверху, имеющих незначительное уширение в середине и большее внизу, имели цилиндрическую форму. Капители вытесывали из грубообработанных камней. Наиболее распространены были капители, полученные из объема куба и шара. В каждом случае размеры капители зависели от числа нижних рядов кладки и величины камней. Арки опирались на капители колонн различных форм.
В первых романских замках не было оконных переплетов с остеклением. Вследствие этого и в оборонных целях размеры оконных проемов были очень малыми, а подоконники располагали на возможно большей высоте от пола.
Достижением романской архитектуры является использование толстого слоя известкового раствора, позволяющего применять для кладки стен камни любой формы. Это исключило весьма трудоемкую операцию по отеске камней и обеспечило высокую прочность каменных стен. Следует учитывать при этом, что прием кладки стен на растворе романские зодчие заимствовали в Византии. Наиболее значительные памятники романского зодчества были созданы в XI—XII вв. во Франции, Германии и Чехии.