Архитектура и градостроительство Античной Греции.
Принципы планировки древних городов.
Рис.1 Древнегреческое зодчество.
На Европейском континенте градостроительные приемы впервые стали разрабатывать в античной Греции. В философии греков много веков распространялось учение о гармонично устроенном государстве и о физически совершенном человеке как мере всех вещей.
Под воздействием этих прогрессивных воззрений формировались и основополагающие принципы пластических искусств, складывались тектонические приемы в зодчестве исходя из требований четкости, уравновешенности частей и соответствия их физическим возможностям человека, сомасштабности ему.
Уважение к порядку, организованности, дисциплине, жизненно необходимое для защиты городов-государств в условиях частых войн и в мореплавании, глубоко проникло в сознание греческих граждан. Неудивительно, что эти нормы поведения, особенно любовь к четкости и ясности, повлияли и на градостроительное мышление зодчих. В конечном счете отсюда зародилась идея четко спланированного города с прямолинейной сеткой улиц даже в условиях гористой местности с большими перепадами ее высот и с постановкой построек на улицах в строгий ряд. Напомним, что это было жизненно важно и для обороны греческих городов.
О принципах «шахматной» планировки древних городов как образцовой говорится в философских трактатах. Так, Аристотель, сопоставлявший в своем сочинении различные теории устройства города, упоминает об античном градостроителе Гиподаме Милетском, по проекту которого в IV в. до н. э. строился город с населением в 10 тыс. человек. Город должен был делиться на три части: священную, общественную и частную.
Гиподам считается автором прямоугольной планировки города. Однако и до того времени были известны города с такой планировкой.
Рис.2 План города Милета (II в. до н. э.):
1 – южная агора; 2 – северная агора; 3 – театр; 4 – стадион; 5 - порт
Так, прямоугольная планировка была использована при восстановлении города Милета в Малой Азии (рис. 2), разрушенного в V в. до н. э. персами. Гиподам усовершенствовал подобные планы и содействовал распространению их по всей Греции. Простая четкая система планировки позволяла вести застройку по частям, что имело большое преимущество в условиях развивающихся греческих городов и колоний.
Греческая прямоугольная сетка плана города стала позднее основной планировкой римских военных лагерей и вновь закладываемых некоторых средневековых городов. В период Возрождения и особенно классицизма такой план представлял почти единственную планировочную структуру городов. Спор о преимуществах и недостатках этого плана продолжается до сих пор.
В отличие от городов Ближнего Востока, в которых центральное положение занимал дворец правителя, в центре классического греческого города размещалась площадь для собраний (агора), окруженная торговыми лавками. Позже агора, размещенная на перекрестках главных улиц, превратилась в городскую рыночную площадь. В городе Приена в IV в. до н. э. часть прямоугольной сетки улиц была вырублена в скале с образованием горизонтальных западно-восточных улиц и ступенчатых северо-южных. Основным элементом греческого города, как нового, так и сложившегося исторически, почти всегда являлся акрополь (дословно верхний город), представлявший собой укрепленную часть города, расположенную на возвышенности. Примером может служить акрополь в древних Афинах, господствующий над городом (рис.3, рис.4).
Рис.3 Афинский Акрополь.
Рис.4 Планировка Афинского акрополя.
1 – статуя Афины; 2– храм Парфенон; 3 – Эрехтейон; 4 – Пропилеи; 5 – храм Аптерос; 6 и 7 - театры
После застройки акрополя храмами на склоны горы переносились жилые здания. Сложившийся на горных склонах город имел свой гражданский центр — агору. Позже вблизи греческих портов и на перекрестках дорог появились новые торговые центры. Большую художественную роль в облике города приобрели театры и спортивные сооружения. Особое внимание в архитектуре греческих городов уделялось главным площадям. Жилые дома, преимущественно одноэтажные, размещались на определенном расстоянии от красных линий улиц. Количество населения в античных городах было различным. Так, в городах до VI—IV вв. до н. э. оно обычно не превышало 10 тыс. человек, в период же правления Перикла в Афинах, включая порт Пирей, проживало более 100 тыс. человек.
Архитектура.
Наиболее древние памятники греческой архитектуры относятся к началу I тысячелетия до н. э. Древнегреческая архитектура античного периода (VI—IV вв. до н. э.) является одним из важнейших этапов мирового зодчества. В этот период с использованием ордерных систем (от слова «ордо» — строй) были созданы ранее не известные типы зданий и сооружений: театры, стадии, школы, дома общественных собраний и пр. Наиболее простым типом греческих храмов был антовый храм. Он имеет прямоугольную форму в плане, покрыт двускатной крышей, парадный вход подчеркнут с торца. Торцовая часть таких храмов обычно оформлялась фронтоном, опирающимся на выступы продольных стен, называемых, антами, между которыми ставили две колонны (рис. 5, а).
Рис.5 Планы древнегреческих храмов.
а – с антами; б – с двумя портиками (амфипростиль); в – с колоннадой по всему периметру (периптер)
Позже был создан более сложный вид храма — простиль, в торце которого размещались четыре колонны, а портик, аналогичный восточному, устраивался и с западной торцовой стороны здания (рис. 5, б). В V в. до н. э. колонны иногда устанавливались рядами со всех четырех сторон культового здания, что привело к созданию храма типа периптер. Такой тип греческого храма (рис. 5, в) считается более законченным. Яркому расцвету древнегреческой архитектуры в VI—IV вв. до н. э. способствовали установление рабовладельческой демократии в полисах и очень важное в экономическом отношении обретение национальной независимости после изгнания персов из Греции в результате длительных освободительных войн. Ведущее положение среди греческих городов-государств в IV в. до н. э. занимали Афины, стоявшие во главе морского союза полисов.
Храмы
Основными видами монументальных зданий в VI— IV вв. до н. э. были храмы, воздвигаемые в честь богов — покровителей городов. Прототипами храмов явились крупные жилые дома басилевсов. Важнейшим средством композии, придающим законченность и красоту античной форме здания, построенного по определенному порядку, являлась ордерная система.
Ордерная система
Ордер представляет собой совокупность архитектурных форм, придающих определенную стилевую характеристику всему сооружению, благодаря тектоническому единству. Формы основных частей античного ордера были созданы в результате художественного осмысления конструктивно целесообразной стоечно-балочной системы. При этом древние греки исключительно большое внимание уделяли пропорциям частей здания и художественной корректировке их положения в пространстве, вводя оптические поправки в расчете на зрительное восприятие здания издали. К таким относятся незначительный наклон верха колонн внутрь, утолщение их диаметра ниже центра тяжести и др.
Греческие зодчие создали три архитектурных ордера: дорический, ионический и коринфский. Материалом для ордеров в ранний период храмового строительства служило дерево (рис. 6).
Рис.6 Покрытие храма дорического ордера (раннего)
Балочное перекрытие ряда колонн, называемое антаблементом, состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза. Колоннады в античной архитектуре имели двойное назначение. С художественной стороны они придавали сооружению торжественность и величие. Вместе с тем колоннада греческого храма имела большое практическое значение: воспринимала нагрузки от крыши; окружая храм, она защищала стены от дождя. Важную композиционную роль в храмах этого типа играл украшенный скульптурами фронтон — треугольная плоскость между скатами крыши и архитравом.
Дорический ордер
В раннем дорическом ордере ствол колонны был гладким, вытесанным из каменного блока. Позже стволы колонн стали украшать каннелюрами — продольными выемками (по 20—24), которые выявляют объемность колонны. Сверху она заканчивалась уширением — капителью. Низ дорической капители называют эхином, а основную часть (рис. 7) квадратную в плане,— абакой.
Рис.7 Элементы дорического ордера:
1 – эхин; 2 – абака; 3 – архитрав; 4 – триглиф; 5 – метопа; 6 – слезник; 7 – карнизная плита
Архитрав, или главная нижняя балка, представлял собой гладкий каменный блок; фриз (средняя часть) антаблемента украшен триглифами — каменными дощечками с тройными вырезами, которые имитируют торцы деревянных балок. Между триглифами размещались метопы — плиты из керамики или камня с рельефными украшениями. Простой и строгий дорический ордер художественно отображал суровый образ жизни греков, их выносливость, физическую силу и мужество. Из деталей этого ордера были построены в V в. до н. э. храмы Зевса в Олимпии, Посейдона в Пестуме и Парфенон в Афинах. В V—IV вв. до н. э. в Греции были сооружены наиболее значительные памятники античного зодчества, в том числе главные сооружения Афинского акрополя — Парфенон, Эрехтейон и Пропилеи.
Рис.8 Эрехтейон
Рис.9 Парфенон. Художник Василий Поленов.
На рис. 9 показан общий вид храма Парфенон сооруженного в 447—437 гг. до н. э. зодчими Иктином и Калликратом под художественным руководством скульптора Фидия — близкого друга правителя Афин Перикла. Архитектура Парфенона является вершиной развития всего греческого зодчества. В его тектоническом строе наиболее полно отражено оптимистическое мировоззрение греков, высоко ценивших гармонический порядок во всем, умеренность, уравновешенность и глубоко осмысленную рациональность. В чистоте же пропорций и линий, округлых форм и словно живых фигурах богов на фронтонах отражен уровень художественного мышления зодчих и скульпторов периода высшего расцвета рабовладельческой демократии в Афинах.
Ионический ордер
Ионический ордер (рис. 10, а) отличается от дорического колоннами меньшей толщины, завершаемыми тонко проработанными капителями, украшенными завитками или волютами.
Рис.10 Греческие ордера
а – ионический; б - коринфский
В стволах колонн вытесывали каннелюры меньшей ширины и глубины, чем на дорических колоннах. Фриз ионического ордера обычно гладкий, карниз внизу имеет зубчики. Примером здания ионического ордера может служить храм Эрехтейон, построенный через 20 лет после Парфенона невдалеке от него. В этом храме привлекает внимание гармония, масштаб частей, вполне сомасштабный человеку, и введение в композицию портика Кор объемной человеческой скульптуры и цвета.
Коринфский ордер
Коринфский ордер (рис.10, б), наиболее легкий по пропорциям в сравнении с дорическим, отличается декоративным богатством. Капитель этого ордера имеет формы волют, как бы поддерживаемых двумя рядами акантовых листьев. На поверхности колонны имеются 24 каннелюры, которые в отличие от желобков ионической колонны внизу и вверху заканчиваются закруглениями. Антаблемент ордера, имеющий сходство с ионическим, более развит и расчленен. Фриз коринфского ордера обычно украшен рельефным орнаментом. Декоративные элементы этого ордера применялись для выражения идеи торжества и праздничности. Формы колонн и другие элементы корифского ордера широко применялись в измененном виде в зодчестве Древнего Рима, в XIV—XIX вв. в архитектуре Ренессанса, барокко и классицизма. Здания, построенные с использованием ордера, отличающиеся изяществом форм, создают впечатление торжественности. Однако есть много примеров гипертрофированного использования коринфского ордера.
Памятники гражданской архитектуры.
Помимо культовых сооружений зодчие античной Греции создали много ценных памятников гражданской архитектуры, к которым относятся театры, здания для массовых собраний, стадии, гимнасии и др.
Театры
На сценах театров древней Греции кроме драматических представлений совершались культовые обряды (мистерии). В состав театра входили места для публики, расположенные полукругом, сцена и орхестра — свободная платформа, предназначенная для хора и служащая отражателем звука (рис. 11).
Рис.11 Театр в Приене (реконструкция)
Театры сооружали преимущественно у склонов гор, на которых располагались уступами места для зрителей (естественные амфитеатры).
Стадии
Стадии для соревнований бегунов представляли собой арены с рядами мест для зрителей. Стадии, увеличенные до больших размеров с целью проведения состязаний на колесницах, были превращены римскими зодчими в цирки.
Гимнасии
Гимнасии, служившие местом спортивных состязаний юношей (борьба), представляли собой открытые площадки, окруженные портиками и залами для упражнений. Почти все общественные здания греков имели портики или галереи.
Жилища в Древней Греции
Жилища в Древней Греции с ее мягким климатом строились из камня, притом облегченной конструкции, так как в них люди находились в основном ночью. Значительную часть времени деятельные греческие граждане проводили на открытом воздухе — во дворах, в мастерских или на пристани. В условиях теплого климата не было необходимости создавать особые удобства в жилых помещениях.
Крепостные сооружения в Древней Греции
Крепостные сооружения в Греции строили, как и в Египте, с применением в толще каменных стен деревянных связей. Крепостные стены Афин, представлявшие собой более совершенную систему обороны, были сложены из обожженного кирпича на каменном основании. В некоторых видах своих сооружений греки применяли асимметричные архитектурно-планировочные решения, но при этом всегда добивались гармоничного равновесия масс сооружений. Выбор выгодного места для постройки являлся одной из задач греческого зодчества.
Одним из важнейших достижений греческой архитектуры античного периода является создание ордерных систем, зданий, в которых достигнуто единство функционально-технических сторон и художественной формы каменной стоечно-балочной конструкции. Большие заслуги принадлежат греческим зодчим в создании целесообразных и художественно совершенных тектонических систем целого ряда зданий различного назначения (залы заседаний, гимнасии, театры). В эллинистический период (III в. до н. э.— II в. н. э.) в Греции были созданы такие важные инженерные сооружения, как маяки, пристани и др.