Английский классицизм
В Англии архитектурные формы классицизма начали зарождаться в XVII в. Основоположником этого стиля считается зодчий Иниго Джонс, построивший несколько особняков со строгими формами. Признаками классических английских особняков, строившихся для аристократов и семейств среднего достатка, являются прямоугольный план, симметричное построение фасада, высокий парадный этаж и низкий верхний. Выходы в особняки выделялись портиками; по бокам их размещали обычно по два флигеля, соединенные с главным зданием чаще всего крытыми колоннадами, полукруглыми в плане.
Примером классического английского особняка для аристократов может служить здание Кельдстен Холла в Дербшире, построенное в 1761 —1765 г. зодчим Р. Адамом. В отличие от мелких особняков это здание имеет двухэтажные относительно большие флигели (по проекту их намечалось четыре).
Кроме особняков английские зодчие создали новые виды зданий залов приемов, библиотек и др. К ним относятся Банкетная палата в Лондоне (1621 г., зодчий И. Джонс) с ее торжественным залом и Радклифская библиотека в Оксфорде — купольное здание, цилиндрическое во втором ярусе, по проекту Гиббса (закончено строительством в 1747 г.).
Радклифская библиотека в Оксфорде.
Большой интерес для градостроителей классицизма представляет симметричная постановка двух крупных зданий, примененная для госпиталя в Гринвиче зодчим Кристофером Реном. Подобные комплексы являлись сильными архитектурными акцентами классической застройки городов, их новой градостроительной основой.
Госпиталь в Гринвиче.
В наиболее крупных монументальных сооружениях французской и английской архитектуры классицизма и поздней его ветви — ампира — образно отображены идеи строгого порядка и якобы четкая организованность и нерушимость монархической власти, ее величие.
Успехи градостроительства в XVIII — начале XIX в. объясняются наличием единого управления строительным делом при последних французских королях и Наполеоне I, стремившихся поддерживать авторитет своей власти всеми средствами, включая искусство архитектуры.
Во второй половине XVIII в. классический стиль распространился в Германии, России и других европейских странах. Крупным зодчим этого направления в Германии был К- Ф. Шинкель, по проекту которого в Берлине были построены Королевский дворец (1821), Старый музей (1830) и другие здания, выполняющие большую градостроительную роль.
Старый музей. Берлин.